Биография
Новости
В театре
В кино
Книги
Аудио и видео
Интервью
Статьи
Фотографии
Гостевая
English / Cinema
Авторы
  К списку статей о фильме "Настройщик"

Креатив&creativity, № 16-17
2004 год

МИЛЫЙ ДРУГ - НАСТРОЙЩИК

"Настройщик" Киры Муратовой - едва ли не единственный фильм последнего года с четкой, интересной идеей, колоритным наполнением и мощным финалом.

Кира Муратова и Нина Русланова на съемках фильма "Настройщик"
Кира Муратова и Нина Русланова
на съемках фильма "Настройщик"
Источник фото: журнал "Искусство кино",
№ 1, 2005

Жили-были две благородные дамы. Изящная Анна Сергеевна - вдова коллекционера. И дородная Люба - медсестра. У Анны Сергеевны ни супруга, ни детей, Люба никогда не была замужем. Одинокие дамы дополняют друг друга. Первая даже себе не признается, что устала от одиночества. Ее гостеприимный дом набит обнищавшей интеллигенцией, для которой она устраивает самодеятельные музыкальные вечера, которую поит чаем, кормит супчиком из пакета, понемножку распродавая раритеты. Этот оазис - гибрид салона Анны Павловны Шерер и приюта Армии Спасения. Люба мается открыто. Не устраивает журфиксов, копит приданое. Тискает брачные объявления, вешается на мужиков, горланит: "Девушкам из высшего общества трудно избежать одиночества". Анна Сергеевна сдержанна и стильно одета. Люба не скупится на чувства и жуткие рыночные шмотки.

Однажды у Анны Сергеевны расстраивается фортепиано. Так в доме появляется настройщик Андрей. Причина неполадки - застрявшая мышь - устраняется одним махом, но обаятельный мастер не покинет дом. Он порадует женщин массой славных пустячков, согреет томящиеся от переизбытка нерастраченных чувств души и не успокоится, пока, вместе со своей сожительницей, не оберет героинь. Картина Муратовой продолжает тему «Ночей Кабирии» Феллини. Только эти Кабирии - в возрасте и живут в другой стране и в иное время.

"Настройщик" - название фильма и код сюжета. Настройщик - мастер, инженер человеческих душ. "Всем нам нужен настройщик. Даже Микки. Правда, Микки?" - Анна Сергеевна наклоняется к повизгивающему пекинесу. Муратова часто снимает животных, с их помощью обозначая природное начало, чистое, до-социальное состояние персонажей. На этот раз Микки появился по просьбе Аллы Сергеевны Демидовой, сыгравшей роль Анны Сергеевны. Впервые получив предложение режиссера работать в ее картине, актриса испугалась, что на фоне фирменной муратовской "кунсткамеры" - "вкусных" фактурных непрофессионалов - она будет выглядеть слишком театрально. Чтобы не проиграть рядом с колоритными типажами, Демидова прихватила своего пса. В роли Любы - любимая актриса Муратовой - Нина Русланова, в 1967 году дебютировавшая в "Коротких встречах". Парочку пройдох играют: Рената Литвинова, десять лет назад впервые появившаяся на экране в муратовских "Увлеченьях", и Георгий Делиев, художественный руководитель группы "Маски" Муратова чтит проверенных друзей, но не свободна от обаяния свежих персон.

Среди интеллигенции, привечаемой в доме Анны Сергеевны, Андрей - ремесленник, обслуга, представитель иного социального класса. Наблюдая краем глаза за работой Андрея, женщины шепотом спорят, какой он национальности. Еврей, чеченец? "Ах, все равно, он - хороший, даже если не совсем русский". В это время Андрей издает гортанный звук - "мбау-м-м", и женщины решают: "Узбек”. Гадания по поводу национальности - свидетельство о существовании границы между "нами" и "им". Пока героини относятся к настройщику подозрительно, им нечего бояться. Надувательство становится возможным, когда Люба и Анна Сергеевна расслабляются, привыкают к Андрею, переходят от спасительного недоверия к благодушному самообману.

В финале, как у Феллини, одураченные тетки с глазами, полными слез, находят извинения негодяю. Вместо немой улыбки Кабирии - заикающаяся речь, срывающиеся голоса. Вместо итальянского карнавала - трамвай, набитый гастарбайтерами с Кавказа. Тотальное отчуждение окружающих - после уютных, домашних, доверительных отношений.

В середине 50-х Феллини интересовали особенности гендерных связей. Муратову в "Настройщике" интересуют соотношения "своего" и "чужого", в данном случае - людей разных социальных слоев и поколений. За последний год на тему "своих"и "чужих" появилось сразу несколько фильмов (новая картина Дмитрия Месхиева так и называется - "Свои"). Но, во-первых, в отличие от "Настройщика" их профессиональное качество часто оставляет желать лучшего. А во-вторых, заявленная проблема, как правило, решается "в лоб": за героями, которых авторы числят "своими", закрепляется львиная доля жизненного пространства, а "чужие" оказываются в резервации и не рассматриваются как достойные противники и полноправные, живущие под боком существа.

Герои Делиева и Литвиновой моложе Любы и Анны Сергеевны. Их обиталище размещено не на земле, а под крышей многоэтажного дома, словно гнездо, к которому надо ползти по длинной пожарной лестнице. Они парят в собственном эфире, живут вне морали, правил, социальных мифологем, устраивают свой "сберегательный банк" в общественном сортире. Их махинации и выкрутасы омерзительны и грациозны, как движения змеи, но являются таким же фактом жизни, как любовь к музыке одиноких пенсионерок. Муратова не делает вид, что неудобного, чуждого не существует. Поэтому она уделяет более молодым героям примерно столько же времени, сколько Любе и Анне Сергеевне, и фильм раздувается почти до трех часов. Картина была бы еще длиннее, если бы продюсер Сергей Члиянц не попросил режиссера убрать первые пятнадцать минут. Отрезанный эпизод стал короткометражкой и путешествует по фестивалям под названием "Справка".

Евгения Леонова


  К списку статей о фильме "Настройщик"


  



Биография| Новости| В театре| В кино
Книги| Аудио и видео| Интервью| Статьи и ...
Портреты| Гостевая| Авторы
Интересные ссылки
© 2004-2006 Copyright