Театр на Таганке
Биография
Новости
В театре
В кино
Книги
Аудио и видео
Интервью
Статьи
Фотографии
Гостевая
English / Theatre
Авторы
  К списку статей о спектакле "Электра"

Газета "Московский университет",
№ 2, февраль 1993 года

Злой замысел ведет к исходу злому


Алла Демидова - Электра

Электра - Алла Демидова

Как любители-театралы выбирают свой театр, тот дом, куда тянет, как к дорогому человеку? Как правило, выбирают сначала не сам дом, а людей, которые в нем обитают. Талантливая актриса Алла Демидова уже давно в числе избранных зрителем. Ее дар - дар от Бога. И хорошо, что он с течением времени неисчерпаем.

Этот спектакль ставился для греческого фестиваля "Миф об Электре", прошедшего в мае этого года (1993 - ред.) в Афинах. Так что первый показ состоялся вдалеке от Таганских стен. А нашему зрителю пришлось подождать до открытия нового сезона в сентябре и довелось увидеть спектакль уже без участия артистов югославского театра "БИТЭФ", игравших по контракту только в Греции.

С первых минут спектакля становится понятно, что, как это давно принято у Любимова, воссоздания колорита эпохи на сцене не будет: костюмы вольные и разнообразные - от халата до современного плаща; декорации более чем условные (перед нами некая абстрактная конструкция, подсвеченная кроваво-красными прожекторами).

Понятно, что режиссер затеял ставить Софокла отнюдь не для того, чтобы окунуться в далекое прошлое Эллады, а скорее затем, чтобы выразить свое отношение к нашему нынешнему бытию и, в первую очередь, к проблеме справедливости и права на суд человеческий. В свое время о том же Любимов говорил в спектаклях "Гамлет" и "Преступление и наказание". Посмею утверждать, что с тех пор позиция мастера по этим вопросам сильно ужесточилась. Желание провести параллель между Электрой и Гамлетом прочитывается сразу. Как когда-то Высоцкий в знаменитой шекспировской роли, Демидова, играющая Электру, сидит у задней стены сцены с того самого момента, когда первые зрители входят в зал. Таков первый намек. Сюжет тоже способствует проведению аналогий: месть за злодейски убитого отца ("и венценосной подлости дивясь").

Однако уравнять Гамлета и Электру вряд ли возможно, между ними всегда будет оставаться пропасть. Если первый, постоянно мучимый совестью, мечется и колеблется, больше всего на свете страшась ложно обвинить человека, то Электре муки совести неведомы, она живет одной лишь надеждой на кровавую месть и ничто не способно заставить ее свернуть с пути, ведущего к желанной цели.

По сути, она достойная дочь своих родителей: Агамемнона, некогда отдавшего на закланье богам другую свою дочь, и Клитемнестры, коварно расправившейся с ним не без помощи своего любовника, впоследствии занявшего трон убитого. Словом, "ужасный век, ужасные сердца". Поэтому кровожадность Электры и ее восприятие убийства как действия естественного и единственно справедливого, вполне закономерны. Преступление и зло у нее в крови. И Алла Демидова находит очень интересное пластическое решение для выражения этой унаследованной от родителей кровавожестокой целеустремленности Электры: у ее героини нет мягких, плавных жестов, все крайне жестко, движения только по прямой. Но главное - ее руки. Ни разу они не оказываются безвольно повисшими, а все время находятся в предельном напряжении: пальцы крепко прижаты друг к другу и выпрямлены, рука сгибается лишь в локте. Все в ней подчинено идее мщения, и руки постоянно напоминают об этом (рука - разящий меч). С такой пластикой прекрасно сочетается какой-то новый для Демидовой низкий, чуть хрипловатый голос, затравленный взгляд и постоянный надрыв во всем, что бы ею ни говорилось и ни делалось… Несмотря ни на что - к цели, к кровопролитию! Это страшно, тем более, что актрисе удается как нельзя более достоверно передать исступленную жажду пролить кровь.

Но куда страшнее то, что режиссер, похоже, не видит в этой одержимости ничего предосудительного. Роль Электры он выстраивает так, что не только проникаешься к ней сочувствием, а даже на какой-то миг и уверенностью в справедливости ее дела, испытываешь порыв броситься ей на помощь, тем самым становясь в душе как бы соучастником преступления. Всего лишь миг, но когда наваждение проходит, становится страшно от сознания того, что тебя (пусть на мгновение) сумели убедить в неизбежности, а главное, необходимости отвечать злом на зло, мстить, проливать кровь. Конечно, большинство зрителей не поддастся такому настрою, но ведь есть, наверное, и те, кто так и не осознает безумия того, в чем его уверяли.

Электра в положительные герои не годится: дикой ненавистью ненавидит она собственную мать; презирает, и потому отталкивает сестру - единственное искреннее существо в этой семье (образ Хрисофемиды - большая удача Л. Селютиной); спасенного ею брата делает соучастником и исполнителем намеченного ("В нем я видела мстителя"). По ходу спектакля у зрителя создается впечатление, что в Оресте Электра видит не родного человека, а орудие совершения задуманной кары. Так, поверив ложной вести о его смерти, она восклицает: "Как обманул надежды ты мои!" Орест для нее лишь тот, "чья святая грянет месть".

Электра Софокла, а, что еще важнее, Электра Любимова ни при каких обстоятельствах не отречется от содеянного, как это сделала Электра Сартра, у которого Орест оказывается более верным идее мщения. Электра-мстительница в софокловской трагедии верна себе до конца. Может быть, поэтому Любимов выбрал Софокла, ведь на раскаяние там нет даже намека.

Возможно, та жесткость, которой отмечен спектакль, отчасти связана с трудной ситуацией в самом театре. Репетиции "Электры" шли в параллель с нарастанием конфликта и возникновением раскола в труппе по отношению к главному режиссеру. Думается, создавшаяся атмосфера взаимного недоверия наложила свой отпечаток на спектакль.

После сказанного становится очевидно, что не столь уж важны многие "досадные мелочи" постановки: невыразительность присутствия на сцене Хора; неумелая пластика составляющих его актрис; явное различие школ таганцев и мхатовской актрисы Е.Васильевой (Клитемнестра). Перечень, по-видимому, можно продолжить.

Важно другое: волею режиссера и талантом актрисы одержимая мщением Электра возводится на пьедестал, а такой замысел трудно назвать добрым.

Мария Хализева


  К списку статей о спектакле "Электра"


  



Биография| Новости| В театре| В кино
Книги| Аудио и видео| Интервью| Статьи и ...
Портреты| Гостевая| Авторы
Интересные ссылки
© 2004-2017 Copyright