Биография
Новости
В театре
В кино
Книги
Аудио и видео
Интервью
Статьи
Фотографии
Гостевая
English / Theatre
Авторы
  К списку театральных ролей


    Прислушайтесь!


Алла Демидова

На фото: Алла Демидова
Источник:
"Литературная газета"
№ 45, 10-16 ноября 1999 г.
ИТАР-ТАСС

В пору давать охранную грамоту русскому языку. Что мы слышим каждодневно? Какой-то немыслимый сленг. С непредсказуемыми ударениями, не к месту помянутыми иностранными словами, канцелярскими оборотами, беспомощными междометиями. Так говорят по радио, телевидению, в фильмах, спектаклях, с парламентских трибун. В скором времени наша речь "обогатится" еще более. Грозят выпустить словарь воровского жаргона!

Остановитесь, ради бога. Послушайте русскую речь. Она звучала по Российскому телевидению в передаче "Поэтический театр Аллы Демидовой". Актриса читала Пушкина, Блока, Бродского, Мандельштама, Пастернака. Эпиграф вечера - строки поэта: "Печаль моя светла…"

Несколько лет назад Демидова меня спросила: "Как читал Владимир Яхонтов?" Я пыталась вспомнить его голос, который производил впечатление магическое. Он бывал суровым, мечтательным, трепетным, нежным. Передавал не только мелодию слова, но и красоту его. Ритм был для артиста столь же важен, как важен он в музыке. Сегодня пришел на память этот давний разговор, потому что и для Демидовой важны ритм и мелодия, которые ведут за собой актрису и подчиняют себе публику. Вспоминаю, как Демидова читала "Пиковую даму". Сколько иронии, лукавства, озорства. А сегодня - "Бесы". Выбор другой, и Пушкин другой. В интонации - жутковатое завывание метели, кружение нечисти, постепенное нагнетание ужаса. Что в этом слышится? Не бесовщина ли наших дней?

Поэтический вечер предполагает и разговор с публикой. Разговор на равных, когда собеседники понимают друг друга. Аргументом в размышлениях актрисы становятся стихи. Вот Блок, что пришел в поэзию на сломе эпох, когда жизнь принесла иное мироощущение, иные ритмы, иные моды. "Шаги командора" прочитаны намеренно манерно. Жесткий ритм, будто отбиваемый метрономом. Как рефрен протяжно повторяется: "Анна! Анна!" - в этом имени слышится бой старинных часов, отмеряющих вечность. В каждом стихе Демидова находит ударное магическое слово. Вот известное блоковское: "Никогда не забуду - он был или не был". Всплывают воспоминания давно прошедшего. Словно в замедленной съемке. И вдруг летящее, разрушившее монотонный ритм слово - "лови!"…

":Реквием":А. Ахматовой читает Алла Демидова

"Реквием"А. Ахматовой
читает Алла Демидова
Источник:
журнал "Огонек"
№ 40, 1987 год

"Все его стихи - его жизнь. В них звенит одиночество". Это об Иосифе Бродском. Демидова рассказывает о встречах с ним для того, чтобы слушатели ощутили истоки ностальгической грусти поэта. Элегическую задумчивость в "Письме к римскому другу".

Трагический гений Пастернака представлен прозой. Начало "Доктора Живаго". Горестный аккорд похорон. Рыдающий мальчик у могилы отца. И как предопределение судьбы: "Гул затих. Я вышел на подмостки". Демидова умеет держать паузу. Она бывает столь же значительной, что и слово. И в этом умении - высота мастерства.

Поэтический театр актрисы многомерен. В нем и цветаевская "Федра", и музыкальная композиция "Реквием" Ахматовой, и вечер, которому мы были свидетелями. Этот театр интеллигентен, талантлив, умен. Безупречен по вкусу. Жаль, что слышим мы его редко. Художественное слово у нас в небрежении: публика к нему не приучена. Мы разучились слушать, понимать и чувствовать красоту русской речи.

Возрождение нации начинается с уважения к родному языку. Быть может, Российское телевидение сделает постоянным поэтический театр? Быть может, свобода слова распространится и на русскую литературу?


Маргарита Кваснецкая

Газета "Экран и сцена", № 27 (79),
4 июля 1991 года



  К списку театральных ролей


  



Биография| Новости| В театре| В кино
Книги| Аудио и видео| Интервью| Статьи и ...
Портреты| Гостевая| Авторы
Интересные ссылки
© 2004-2017 Copyright  Администратор сайта